Калга '2005

Информация
Река: Калга
Сезон: лето
Год: 2005
Капитан похода: Дрон

Команда

Навигация
Автор дневника: Никсон

Поезд Медвежегорск-Энгозеро 07.08

Вторая часть похода началась с приключений: сидим на ст.Медвежегорск, ждём поезд. По расписанию на вокзале прибытие в 15:24, отправление в 15:55. Около трех подходит Петрович (водитель который нас вёз со Святухи) и говорит: ваш поезд уже приехал. Оказалось, что стоянка 14:55-15:24. Мы в попыхах похватали вещи и попрыгали в вагон.

Проводник, прикольный мужик, стал выделываться, что нужна дополнительная плата за размещение байдарок и рогов (Света нашла на Гакхозере). Сразу стал предлагать чай, кофе, пиво. Прощаемся с Аней и Андрюхой. Катя осталась сторожить вещи; когда она решила подойти попрощаться, подошел поезд Велликие Луки - Мурманск и перегородил ей путь. С нами остался только Андрюха.

Вагон почти пустой, нашли единственное купе, где открывалось окно - по традиции едем около туалета.

Пришел проводник за билетами и с предложением чая/кофе/пива/белья.

Наш заказ: 5 комплектов белья + 5 банок пива. Ответ проводника: 5 белья + 10 пива + 5 кофе (чтобы лишний раз не ходить)

Вапили пива с пирожками и легли спать.

День первый 08.08

00:15 Приехали на ст.Энгозеро. Сразу подошел мужик, предложил довезти до берега за 300р, но мы отказались (а за 50р отказался он). Мы со Смиром отправились на разведку, ушли черти-куда, нашли местную дискотеку и заброшенную железную дорогу. На помойке около кладбища увидели летучую мышь. Вышли на берег большого залива, на другом берегу какая-то группа выгружается из УАЗика - кто-то решился доехать. На обратном пути, на берегу залива-ручья, встретили группу из НижнегоНовгорода (2 тайменя ПВХ и катамаран двойка). Они предложили собираться вместе для безопасности (Энгозеро славится своими недоброжелательным населением). Около двух начали собираться.

04:45 Вышли. Я иду с Миханом, Смир со Светой, Борман в гордом одиночестве. Все прикалываются над его видом: синий спас, желтая каска и тёмные очки - "злостный каякер".

Погода пасмурная, сильный ветер. Вначале Калга широкая и сильно петляет. Идём то по, то против ветра, на поворотах очень мелко. По ветру идти намного проще, можно сесть на волну (моё любимое развлечение).

Около 7 подошли к порогу. Перед порогом река разливается на множество проток, и куда идти, совершенно непонятно. Берега топкие, можно прыгать по камням и по брёвнам, иначе проваливаешься по пояс. В пороге видны остатки моста/плотины. На правом берегу стоянка - решили встать на ней и выспаться. Мы с Миханом всё-таки проходим порог. Воды очень мало - пришлось проводиться на входе, дальше в центральный пролёт, и чистая струя на выходе.

08:00 Встали на стоянку. Сварили рис с тушенкой. Борман поймал 3х окуней. В 11 легли спать.

Стоим фактически на острове образованным протоками. Михан набрал грибов. Черника крупная но не сладкая (ещё не поспела).

18:00 Проснулись. Подошла третья группа на тайменях (которые ехали на УАЗике до озера). Народ одет в хим-защиту и катамаранные спасы. Первая байдарка прошла со второго захода, воторая кильнулась, и ребят чуть не намотало на опору моста.

Около восьми подошла группа из НН. Катамаран и Таймень прошли, вторую байдарку обнесли.

Сегодня у нас рыбный ужин: Михан поймал огромную щуку. От азарта у него ещё долго тряслись руки и он нервно курил.

День второй 09.08

Встали в 10, сварили манку.

12:40 Проходим порог.

Мы с Миханом покатались в струе, чуть не кильнулись, Михан не застегнул юбку - начерпали воды.

13:20 Поразвлекавшись в пороге, пересекаем песчаное озеро.

14:00 Подошли к порогу Утюг. Воды очень мало, проходим цепляя все камни. Железнодорожный мост вообще пришлось проходить на отрицательной скорости (что совершенно не свойственно для нас с Миханом). Бормана поставило на 2 бревна - пришлось объеденить съёмки со спасательной операцией.

13:30 Подошли к S-образному порогу. Михан: "Пройдём шиверу, за ней улово, там посмотрим что дальше" в результате прошли весь порог без просмотра - так даже интереснее! В конце порога сели, долго снимались. Все пороги проходятся плохо - очень мало воды, Михан недоволен.

16:00 Обнаружилось что Смир где-то продрался (под мостом или даже в Утюге). У нас в байде воды не много, только та, что начерпали в самом начале. Совместили перекус с заклейкой. На другом берегу стоит группа из НН, ловят рыбу, купаются. Порог Утюг они проходили на разгруженый байдарках, похоже без последствий.

Дальше по описанию идут некатегорийные пороги/шиверы. Мы с Миханом проходим пороги первыми, достаём камеру и снимаем остальных. После очередного порога, начинаю снимать и вижу, как Смира боком натаскивает на камень и байдарка ломается пополам. Я пытался снимать это на камеру, но увидев что их надо спасать, отдал камеру Михану и побежал на помощь. Когда я подбежал, Смир уже стащил байду с камня, но тянуть полную воды лодку дальше оказалось не так то просто. Вынули вещи, вылили воду и уже налегке доползли до берега. Результат: сломаная лесенка и погнутые стрингера - могло быть хуже. Наложили шины из трубки от запасного весла и трубки из рем-набора.

19:00 Встали на стоянку на острове в Поригозере. Красивое место, но с дровами не очень, черники нет. Всё ещё слышно железную дорогу. Михан собирался ловить рыбу, но так и не пошел.

День третий 10.08

Встал в 8. Михан молил бога чтобы я шел только в кусты, но я разжег костёр, приготовил овсянку, разбудив Смира вопросом какую кашку варить. Поднял всех в 9. Благодоря этому вышли на полтора часа раньше, в 12:20.

Погода отличная, река представляет собой бурные протоки между озёр. У Михана совсем разболелась рука, поэтому после очередной шиверы мы пристали для оказания медецинской помощи.

13:20 Вошли в Пиртозеро. В качестве развлечения "злостный каякер" заехал носом нам на багажник. Скидывая его, я почти поставил его байду свечкой и, в конце концов, получил штевнем по чайнику (был без каски)

16:00 Подошли к порогу Грива 4к. Ничего сложного, но из-за малой воды много мест без чистого прохода. Порог местами хорошо промаркирован - отчетливо обозначены точки, где нужно проходить. Устроили перекус перед порогом. Смир с Борманом решили обноситься, мы с Миханом конечно же проходить.

17:00 Прохождение порога: вошли нормально, но быстро сели, перетащили байду в струю и пошли черпая воду (не застегнув юбки) почти попали в обозначенный ворота, прижались к мысу, но за поворотом долго спорили с какой стороны обходить скалу, в результате влетели в неё балоном и течение нас кильнуло. Прикольно, жаль что никто не видел. Перевернули байду (с трудом); воды примерно пол-байдарки. Запрыгнули и пошли дальше, скребя тяжелой лодкой, полной воды по дну. Доползли до конца порога, пристали к берегу. За счёт балонов получилось вылить почти всю воду, остатки вычерпали миской.

По берегам стоят группы, на противоположном топят баньку (по размерам сильно больше чем наша на Святухе) На правм берегу (куда мы высадились) стоит группа из Москвы/Питера с двумя симпатичными девушками . Они долго не могли понять, что у нас за байдарка, и как мы, кильнувшись, дошли до конца порога. Пока народ обносился, нас позавли погреться у костра. У них Салют, Свирь и 2 Тайменя. Мы посмотрели один из Тайменей - каркас совершенно убит.

18:00 Идём дальше. Вскоре вошли в верхнее Амбарное озеро. Вдоль первой его части идёт заброшенная лесовозная дорога в очень неплохом состоянии, движение по ней достаточно активное.

{b 19:00Ъ В поисках стоянки вылезли на острове во второй части озера. Много дров, море крупной черники и голубики. Стоянки здесь нет, но никто с острова уходить не хочет - объедаемся ягодами, переползаем от куста к кусту только для того, чтобы размять ноги от сидения на корточках. Но всё таки надо идти дальше.

19:20 Встали на следующем острове: красивое место, куча дров, но ягод почти нету. Пока разгружались, моя байдарка уплыла. Объявив выговор Михану, отправился за ней вплавь, точнее пешком (озеро глубиною по пояс) После киля, на удивление, все вещи остались сухими.

На ужин макароны с четырьмя банками тушенки.

День четвёртый 11.08

Встали в 9, на завтрак доедали вчерашние макароны. Погода отличная. Сборы, мелкий ремонт. Вышли в 12:10. Идём по Амбарным озёрам, в воздухе пахнет дымом - горят леса.

13:00 Подошли к первому препятствию - шивера четвертой категории. На берегу мужики из Питера ловят рыбу. На вопрос об уровне воды, сказали что пока ещё достаточно высокий. Проходим: я с Миханом, Смир с Борманом, я с Борманом (командующим матросом). Шивера длинная, около километра, воды не так уж мало, хотя в более высокую воду было бы интереснее. Нацепляли кучу камней, мы с Миханом сели раз 5, Смир 2, я с Борманом только 1 раз. Борман, врезультате одиночного плавания, уже освоил технику сталкивания байды с каменй не вылезая за борт. Прохождение шиверы заняло час. После двойного прохождения, мы с Борманом полезли купаться. Михан пытался выловить нас блестной. Питерские рыбаки обогнали нас по берегу, говорят, что за целый день ни одной поклёвки.

Далее идут некатегорийные препятствия. В одном из маленьких перекатиков река делает правый поворот, и струя прижимается к берегу вдоль поваленного дерева. Смир проходил первым. Оказалось, что под водой торчала ветка - она то и стала роковой. Нос байдарки кинуло под бревно, прижало к подводному камню, затем байдарку боком поставило на обливняк и переломило. Вытащить байдарку, залитую водой и стоящую на 2х камнях поперёк струи было очень не просто. Я надеялся, что поломка не страшнее предыдущей, но когда лодку стащили с камня, оказалось что каркас сломан окончательно. Конечно, как-то починить мы бы смогли, но в порог на такой байдарке уже нельзя. Итак Смир решил сойти с маршрута. До автомобильной дороги ещё не очень далеко, около 5км. Пока собирали вещи, мы с Миханом отправились на разведку. По карте рядом проходит старая дорога, до неё оказалось 500 метров. Дорога давно заброшена, сильно заросла деревьями, но тропа отчетлива видна и хорошо протоптана.

18:00 У Смира 3 рюкзака - я провожаю их. Там где дорога пересекает реку, отчетливо видны остатки моста. Чуть дальше стоит группа из Москвы/Питера - похоже у них вынужденная стоянка после шиверы 4к. По пути видели куропаток, штук 8 наверное, они сидели в торфяной луже. Дорога идёт по болоту/лесу. Очень много крупной черники и голубики. Морошки практически нет - очень сухо. Дикое количестао мошки. Дошли за полтора часа.

19:40 Оставил Смира со Светой на шоссе и пошел обратно. Нам надо спешить - сегодня надо дойти до Калгозера. На обратном пути чуть не наступил на гадюку.

Несколько слов о промежуточной выброске: Когда мы походили к автомобильной дороге, проехал микроавтобус в сторону Калгалакши. Рейсовый автобус в Энгозеро прошел утром, следующий только послезавтра. Смиру повезло: вскоре после того как я ушел, с боковой дороги выехал автомобиль, Смир успел добежать до него, на нём-то и уехали. А вообще проезжающая машина это редкость.

Итак нас осталось трое. Ещё не можем осознать что произошло: всё пролетело очень быстор: сломали байду, собрались, "Всем пока, до Москвы", и уехали.

21:00 Вышли. У нас 4 препятствия второй категории и порог имени Голяновского третей категории. Проходим перекатики, впереди что-то шумит, явно третей категории, наверно порог, но просматривать неохота. Пошли. В одном месте сели. Опять мелкие перекатики, а должно быть чисто, может это был не порог, да вот он впереди. Осмотр порога - вот где понимаешь отсутствие Смира. Струя почти везде чистая, местами нужно устраивать слалом. На правом берегу памятная плита. Прошли с Миханом неплохо, правда совсем не там где хотели, поцепляли кучу камней. Как выразился Михан: вспомнили молодость (в смысле байдарочную молодость, Поньгому) Пошел с Борманом, в этот раз рулевым. Учитывая ошибки первого прохождения, шли по правильной траектории, только в конце подсели. В общем очень неплохо. На сегодня порогов больше не будет. Идём искать стоянку на Калгозере. Река не широкая, с болотистыми берегами, течение сильное, но ближе к озеру становится глубоко и течение ослабевает. В озере догнали группу из катамаранов, которые обогнали нас в пороге. Они тоже ищут стоянку. Первая стоянка на левом берегу им не понравилась (они хотят устроить днёвку) на наш взгляд отличная стоянка, только болото рядом. Всё равно вторая стоянка в конце озара занята (виден костёр) нам только лучше. Встали на стоянку в 23:30 Мошки много, погода портится. Пока искали стоянку, у всех было настроение выпить после сегодняшних событий, но хватило сил только приготовить поесть (пюре с рыбой). Легли в 1:30

Смир на 2 дня позже приехал, на 2 дня раньше уехал. Никто не может понять как самый опытный и акуратный человек, сломал байдарку, причём не в пороге, а в мелком перекате. Первый раз такая серьёзная поломка, и уж тем-более сход с маршрута. Никто ни понять, ни объяснить этого не может.

День пятый 12.08

С отъездом Смира погода совсем испортилась, утром пошел дождь.

Проснулся около 9, погулял по болоту, морошки нет. Сидел писал дневник. Мошки ужасное количество. Пока писал дневник, передо мной образовалась небольшая кучка трупов мошки. После 10 проснулись остальные, сварили гречку. Подклеил вчерашние раны байды. Потихоньку собрались, вышли в 15:00. Прошли Калгозеро, немного запутались с выходом, вошли в шиверы. Борман совсем освоил технику, крутит байду как лёгкий каяк. Нам с Миханом оторвало лею на корме, похоже мы немного продырявились.

17:50 Подошли к порогу Офицерский, осмотр, перекус. По описанию перед ним должна быть ЛЭП, мы даже засомневались он ли это, оказалось, что ЛЭП после порога, перед мостом. Прошли с Миханом хорошо, но один раз сели, продырявились ещё больше: дыра 10-15см по ахтерштевню (где оторвалась лея) Прошел матросом с Борманом, тоже очень не плохо, при выходе налатели на обливняк, меня подняло, пришлось вылезать, стаскивать байдарку с камня.

19:30 Идём дальше. У нас в байдарке воды очень много. Пора отчёрпываться. Михан достал кружку из гермы с хрупкими вещами, которая лежит в носу. У кружки сломана ручка - хорошо мы в камень влетели. Я гребу, Михан отчерпывается, но вода всё-равно прибывает. Когда воды стало столько, что я уже сидел в луже (байдарка держалась наплаву только за счёт балонов), Михан наконец-то взял в руки миску и уровень воды в байдарке начал падать.

20:30 Встали на скальную стоянку в начале разлива. Уже видна и слышна деревня Калгалакша. Сварили "молоко бешеной коровы", но Борман ошибся с количеством спирта, раза в 2 в большую сторону. В результате вдыхать пары было смертельно опасно. Выпили по кружке, хотя сварили полный кан.

Легли в первом часу, вдали слышна моторка. Я сразу отрубился (после молока БК) Вскоре к нашей стоянке подошла моторка и со словами "Есть кто живой?" на берег полезли рыбаки. Борман быстро выскочил из палатки разобраться в чём дело. Михан долго не мог найти свои кеды. Я спросони не понимал что происходит - тянулся то к топору, то к своим берцам. Рыбаки (точнее рыбак с рыбачкой) спросили откуда мы, не боимся ли медведей, попросили соли и чего-нибудь на закусь. Пообещали рыбу и машину на завтра. Взяв соль и паштет, они отчалили.

День шестой 13.08

Проснулись в 8:30, хотя назначили подъём на 8. Долго разжигали костёр, я хоть как-то заклеил байду - не знаю сколько продержится. Выход был назначен на 10:00, но народ не торопится. После вялых сборов вышли 11:30. Немного гребли и мы в деревне Калгалакша. На берегу уже собирается группа из Питера из шести человек. Они ходили по морю (на Калге уже были, сломали байду, больше не хотят) У них заказана машина на 14:00, Михан договорился ехать с ними. У нас 2 часа на сборы.

13:50 Подъехал мужик на УАЗике (тот который предлагал довезти нас до Энгозера) Потребовал с нас 800р. Едем, сделали остановку на развилке около родника, куда я довёл Смира со Светой. Водитель сказал, что вчера вёз группу, которые после уничтожения остатков спирта во время отмечания окончания похода, выпили пол родника. Доехали до Энгозера. Только выгрузились из машины, объявили электричку до Кеми. Подхватив рюкзаки запрыгнули в электричку. Новенькая электричка с бегущей строкой, объявляют остановки, ходит кондукторша с кассовым аппаратом, продаёт билеты.

18:00 Приехали в Кемь, купили билеты. Кассирша ужасно тормозная: 2 человека в час. Едем на том-же 381 поезде (если бы ехали из Энгозера) зато сидим в Кеми - город сильно больше, ещё сидеть часов 12. К сожалению идёт дождь - особо не погуляешь. Сходили за пивом. Рядом с нами расположилась групппа из Киева, очень прикольный народ, журналисты из журнала типа game.exe, да ещё ДР у одного из них. Они ходили на Охту. После распросов об их путешествии, решили, что тоже должны туда пойти. Киевляне решили снять квартиру на ночь, чтобы выспаться и отметить ДР (судя по их весёлости, они уже давно начали отмечать). Долго ругали город Кемь за то, что после 18:00 негде поменять доллары (рубли у них почти закончились).

Пока покупали билеты, пообщались с народом в очереди; кто куда на чём ходил. Пораспрашивал на счёт ФМКшной Маринки: всё хорошо, только при полной загрузке становится очень неповоротливой. После всех разговоров появились новые идеи глобального переделывания своей байддарки.

Вокзал забит туристами водниками и народом с Соловков. Все ждут поездов, которые будут только утром. Народ поставил палатки, прямо внутри вокзала и улёгся спать. Михан устроился спать на байдарках, а мы с Борманом на сидениях и рюкзаках, изгибаясь вокруг подлокотников. Подошел местный мужичок, сначала попросил сигаретку, потом рыболовные крючки. Рассказал где хорошая рыбалка, потом выдал фразу: "А приезжайте к нам числа 20ого .....января"

Отъезд 14.08

В 7 начали собираться, сходили в магазин, купили чай и вафельный тортик в поезд. Наш вагон в конце поезда. Подхватили все вещи и пошли. Загрузились в поезд и легли спать. В Медвежегорске затоварились рыбой, пирожками и пивом. Едем дальше, спим, просыпаясь только чтобы поесть, и опять ложимся спать.

Вместо заключения

Я бы сказал что речка хороша в качастве учебной. Тренироваться в прохождении шивер. Борман хорошо освоил технику, кроме того мы с Миханом "его плохому научили" - теперь он рвётся в бой. Михан речкой недоволен - говорит изюминки нету. Понравились стояники и порог Офицерский. Возможно в высокую воду река намного интереснее. Как показала практика, байдарку можно сломать на любой речке.

Жалко, что не пошли Аня и Андрюха. Аня хотела увидеть пороги, думаю у неё впечатлений было бы намного больше чем от озёр. Это первый поход без Андрюхи, его сильно нехватало, постоянно о нём вспоминали.