Кереть '2002

Команда

Навигация
Автор дневника: Сахун

19 июля (пятница). Организация этого похода, пожалуй, была самой тяжелой, тягомотной. Долго не могли утрясти состав. Точно было известно, что Саныч в этом году не с нами; Маша уже давно уехала на Камчатку, а Аня решила не идти. Проявляется проблема, которая от года к году будет все более актуальной: народ работает, вырваться всё тяжелей и тяжелей, времени катастрофически не хватает. У меня, например, добрая половина дел пришлась на последний день.

Итак: Смиры (Дрон+Андрюха), Никсон со своим матросом, Катей, которую из всех видел только я в течение минуты, Ольга, Михан, Паша и я. За неделю до похода выяснилось, что уже точно не пойдет Женя. Я бы очень хотел, чтобы он был. Он внес бы что-то действительно новое в нашу компанию. Я, наверное, раза три мог не пойти в этот поход, но все-таки в одно плавание мне было суждено сходить в этом году. На этот раз мы с Миханом ехали в девятке, но не все же время ездить на мерседесах? Интересно, как сдружится народ, девчонки, есть еще одна вещь, которой я действительно боюсь. Надеюсь, что все будет в струе.

Наш поезд оказался очень длинным, также количество турья было выше среднего. Мы, естественно, около туалета. Старый добрый смех, Смир, Андрюха. Девчонки проявили себя: они застелили по доброй воле четыре постели, на что мы с Никсоном сказали, что если так пойдет дальше, то они будут за нас делать все! (Но от посуды им точно не уйти.) После double-джина я первый отправился на боковую (в прямом и переносном смысле).

20 июля (суббота). Едем в поезде. Нет никакого ощущения, что поход начался. Народ вроде познакомился, но ничего не происходит. Много играли в карты. Я занимался непонятно чем. Еды просто дикое количество. Мы с Никсоном, как всегда, сделали вылазку в Петрозаводске, купили дешевых вафельных стаканчиков, хлеба и кефира. Играли в мафию. Постарался лечь рано спать, но люди разошлись, пошли совершенно классные шутки. Проводница потребовала с нас с Миханом 200 руб. за полчаса от Лоухов до Чупы, сославшись на начальника поезда! Хотел поднять скандал, но неохота было руки марать.

21 июля (воскресенье). Проснулся в 4:30. Все собирались, мы с Миханом остаемся. Ночью шел дождь, к утру перестал. Теплые рукопожатия в Лоухах - ... Чупа. И вот мы в Чупе. Дорога до поселка асфальтированная, петляет в лесу, скалы, Карелия! Было очень здорово. Церковь небольшая, деревянная стоит прямо на скале. Ее освятили меньше чем за месяц до этого дня. Чтобы все разузнать, я трижды разговаривал с Неониллой из Лоухов, в последний раз она сказала, чтобы заходили, оставила адрес. Поистине северное гостеприимство! Потом еще был краткий разговор с отцом Анатолием из Лоухов. Именно он сказал, что будет служба в Чупе. В церкви видно, что служат недавно. Местные бабульки хороши, еще не привыкли к службе. Священнику отцу Павлу (корзинка, грибы, Манька) прислуживал мальчик лет шести-семи и девочка лет тринадцати-четырнадцати, похоже, его дети. Мальчик делал все в алтаре, девочка читала все, пела. Все было просто, храм и служба. (Пр.) Михан в это время купил водки "Карелия" и кефира.

Служба началась в 9:00, исповедь в 8:00, вышел я в 11:00, сфотографировал церковь. Мы отправились. Познакомились с местным авторитетом, раза в полтора больше Михана, но он не смог нам найти машину. Быстро нашли мужика, которых после недолгих раздумий согласился за 300 руб. (примерно 55 км) довезти нас до моста через Кереть. Старая добрая М18!

Народ со стапеля смылся, но мы разыскали их, по дороге набрали много подосиновиков. По железной дороге я дошел до их стоянки, взял свою байду, поплыл. Здорово, крутится отменно. Еще раз Карелия. Поплыли примерно в 15:30. Пока не очень приспособился к байде, но потом оказалось, что сидеть в ней можно как хочешь. Потом я с нее искупался, здорово, но слишком много выпендрежа. Погода разгулялась: жарко, светит солнце.

Первый порог все полезли смотреть, он был хорош для разогрева, там нужно было уйти от камней влево. Мы с Миханом прошли по самому краю, получив удовольствие: Михана облило по грудь. Второй порог (вторая часть этого) - короткий, бурный, с поворотом. Кереть выгодно отличается от Поньгомы и Воньги. Она более бурная и водная. Плесы между порогами больше смахивают на озера. Заход второго порога (Кривой) мы осмотрели. В нем требовалось мысль, и мы с Миханом прошли его на удовлетворительно. Несколько раз цепанули, один раз слились нечисто, разок наклонились сильно, но Михан выправил положение, сделав крен в обратную сторону.

После пошел дождь, но я был рад и ему, было тепло и весело все равно. Девчонки вымокли, и мы около 20:00 встали на стоянку со всеми удобствами. Мы начали тут же пить водку, купленную Миханом. Девчонки выдули на двоих почти полбутылки водки. Но дело обошлось малым, они всего лишь потом сломали стол. Настроение у всех отменное, Смир просто великолепен. От дальнейшего продолжения банкета устранился, смех был слышен везде. Все и не вспомнишь, но прозвище "Мыксон" показывает много. Легли в 0:--.

22 июля (понедельник). Встал в 8:15, гулял час, кидал спиннинг. Народ слегка опух после вчерашнего, но ничего. Долго собирались. Типично карельская перемена погоды: сначала пасмурно, безнадежно, потом фронт - и чистое небо. Тем не менее настроение у всех отличное.

Отплыли в 14:15. Прошли порог Керчуг - бурная протока в озеро. Мы с Миханом временами ловим рыбу, поэтому отстаем, потом всех постепенно догоняем. На выходе из треугольного озера, очень близко подходящего к шоссе, был перекатец-порожек. После еще нескольких мы прошли очень красивый относительно длинный порог около 800 м. Вокруг скалы, типа каньона, несколько поворотов. Очень бурный порог, большие валы, Михана заливало по полно программе, меня достало до груди. Что порадовало, я управлял байдаркой, отличал чистые проходы от камней в этой белой воде! В конце мы зацепили несколько камней, их там было два... (описание) Выплыв в озеро Новое, мы поняли что это было. Порог Мураш, которого ждали, трепетали, боялись даже, оказался позади. После порога стояла группа, еще чуть-чуть, и они бы наблюдали такую картину: Ольга после порога одевает каску... (Мы думали, что Мураш дальше.) Смеха было много. Андрюха немного продрался по стрингеру, мы сделали кат и пристали к берегу, вылезли на луг - большая редкость в Карелии (18:00). После перекуса и проклейки поплыли дальше (19:30). Порог Сухой просто оказался камнями под водой, кое-где мелковато. Из-за высокого уровня воды пороги частично заливаются водой. Проплыли два моста, после порога Кривого на озере Кривое был народ, и мы не смогли встать на стоянку. Плывем дальше - слышим совершенно дикий шум. Михан предлагает проходить его сходу... С воды не видно ничего, общий перепад слива около 1,5 м. Смотрим, Смир говорит, как идти. Я, как сволочь последняя, пропустил его вперед. Он попросил меня сигналить, чтобы точно попасть точно в слив, а я сначала даже забыл об этом. Они забрали сильно вправо (вообще ничего не видно), сели прямо в сливе - киль, тут же головы высунулись из воды. Их начал тащить головами по камням. Потом они перевернули байду, притащили ее к берегу. Я было пошел к ним, но был босиком.

В общем, в назидание себе и потомкам:

1. Читать описание не только планируемого участка, но и дальше (подробно).

2. Вечером (дело было около 23:30) не затевать ничего или при трезвой оценке даже с переоценкой.

3. Страховки и организации прохождения никакой. Я был без кед - абсолютно бесполезен. Если бы в руках была морковка, они проплыли бы в два раза меньше (в воде без байды).

4. Брать запасные весла.

Никсон и Андрюха убежали за веслами, видели и нашли только одно. Стоянку сделали на пороге (на 2 м кричать уже нужно). После чая и водки отправились спать. Я считаю, что все закончилось отлично, т.к. потерянное весло и ушибленное Пашино колено не сравнимо с тем, что могло бы быть. Киль на Пашу произвел большое впечатление, он начал вести какие-то записи, был задумчив. Сказал, что по ощущениям провел под водой секунд десять, хотя вынырнули они сразу.

23 июля (вторник). Встали относительно рано, но кризис третьего дня, который начался сегодня у Андрюхи и Никсона, перекинулся и ко мне. К счастью, кризис быстро миновал. Занимались непонятно чем, Никсон поймал щучку и окуня, девчонки жарили грибы. Дрон, Никсон и Андрюха лазили в порог, сначала за веслом, потом просто так. Купались. Долго раскачивались. Решил из соображений целесообразности не проходить порог. Отвалили примерно в 17:15 (!)., нас обогнали катамараны и догнали два тайменя и щука.

Ступень, на которой мы стояли, была только началом порога Долгий, он тянулся потом еще 4 км. Причем почти сразу нас с Миханом поставило на два камня. Подошли к Варакскому - очень красивый порог. Несложная шиверка на заходе, далее остров. Справа шивера, которую можно идти только высокую воду, и то народ там садился. Слева несколько сливов около 1,5-2 м. Очень здорово и круто. Мы с Миханом решили идти. По-моему, организовали все грамотно: съемка, страховки в виде морковок ниже слива. После слива идет довольно мощная шивера. Михан и я впервые одели спасжилеты и каски. Перед проходом я засомневался: имею ли право идти, не перегибаю ли? Хотя выпендрежа не было, было очень интересно. Мы тихонько облизали остров, и перед самым сливом нас закрутило и поставило лагом. Здесь мы с Миханом продемонстрировали слаженность и выверенность, байда была развернута, и мы классно и чисто прошли слив. Правда, я кайфа не поймал вообще. Помню лишь маневр захода в слив и гребки уже после. Почувствовал, что как будто кто-то поменял мне весло спортивное на обычное. Смотрю направо и вижу, как лопасть отстреливается и отскакивает в воду. Смотрю вперед: нас тащит на валы, уже немного развернуло, кричу: "Михан, ты плывешь один". Двумя секундами позже: "Давай весло". Мы поменялись веслами, пристали прямо в шивере к берегу, и я поплыл один в безнадежной попытке поймать лопасть за порогом. Теперь у нас уже шесть с половиной весел на всю команду.

На озере Варакском встали на совершенно дивную стоянку. Очень высокий остров, в одном месте скалы поднимаются над водой отвесно на 30 метров. Правда, вещи таскать тяжело, и подходы не очень удобны. Но жертвы требуются всегда. Вечером устроили посиделку, пели песни. У нас с Андрюхой что-то получилось, даже очень неплохо. Саныча вспоминали. Пел "Про баб" ("Женщины мои"). Идея Смира о том, что Саныч меня обманул, там "мальчики мои живут тоской вчерашней, не так уж это и страшно, как кажется сперва". Смир сказал, что это было лучшее наше исполнение этой песни. Потом все начали просто разговаривать, смеяться. В очередной раз опустили Катю вместе с экономом. Я пошел смотреть на скалы, величие северной природы. Долго не мог уснуть, под конец меня отпинали мячом по голове. Вот гады! Все закончилось около 3:00. Девчонки поменялись, теперь Катя спала со Смиром, а Ольга с Андрюхой. Мы с Миханом послушали сказку про белого бычка, который кушал (жрал) фотоны.

24 июля (среда). Встал в 10:30. Долго собирались, я лазил по скалам, снимал. У нас было все наоборот: я лез вниз, а Никсон уговаривал, что не стоит. Отплыли примерно в 17:15. Перед порогом Карешка (выход из озера Варакского) я утопил Михановскую кружку.

Потом был Краснобыстрый. Там нужно было по нашей воде точно зайти в первый косой слив, потом попасть в стоячий вал во второй, уйти от третьей сразу после второго и не лагом пройти последнюю бочку. Мы поставили две морковки, камеру. Мы со Смиром пошли первые. Причем уже было полезли в порог, как вдруг я понял, что забыли каски, вернулись. Я поймал кайф матроса, ощущения гораздо более острые, и ответственности меньше: я чувствовал, как Смир сзади твердой рукой управляет байдаркой. Мы прошли порог просто идеально, ничего не зацепили, попали везде куда нужно. В какой-то из бочек нас даже немного остановило. Восторг и истинное наслаждение! Никсон с Андрюхой неправильно зашли и кильнулись в первом сливе. Вынырнули сразу. Никсон героическим усилием перевернул байду. Они остановились около камня, на котором стоял я с морквой. Дрон прыгнул в воду и подстраховал их снизу. На пустой байде они закончили проход. Потом мы с Миханом чисто прошли первый слив, чуть не впечатались в камень между I и II ступенью и зацепили подводный камень перед последней бочкой. В общем, неплохо прошли, но поставили дыру в носу 15 см. Зашивал. Никсон с Андрюхой прошли без киле й во второй раз, но не совсем правильно прошли II часть.

Девчонки сообразили нам перекус, набрали черники, Ольга даже принесла мне бутерброд с кабачковой икрой на рабочее место (шитье + проклейка). Погода радует - тепло, солнце светит, весело, хорошо. Далее мы прошли бурную шиверу, что-то непонятное в виде каких-то камей. Потом поворот направо, мы осторожно смотрим, проходим вход. Я вылезаю, смотрю за поворот - там что-то бурлит и улово. Я говорю: "Там улово". Плывем, не смотрим. Мы с Миханом идем первые, вдруг я вижу линию через всю реку и понимаю, что это Масляный. Пытаемся вернуться, уйти в полтора весла. Тут нас догоняет Андрюха... Он уходит в чистый проход справа, мы цепляемся к нему, подпихиваем его на камень, а сами лагом падаем со слива. Потом мы проходим остаток, я истошно кричу от радости, и попадаем в заветное улово. Потом мы все устраиваем тетрамаран и долго так плывем. Расцепляемся перед порогом Колупаевский. Очень красивые ворота на входе и порог километра два. Достаточно бурный, валы. Андрюха хотел, наверное, проходить его парным слаломом, время от времени я оборачивался, чтобы он нас не догнал, один раз мы шли совсем рядом.

Сразу мы встаем на стоянку на острове. В лесу, в 200 метрах идет дорога. Девчонки было решили спать вместе, но не удержались и соблазнили Михана. Я ему предоставил три минуты на выезд. Разврат и разброд полный. Мы со Смиром перед сном прогулялись, пообсуждали нашу компанию, девчонок. В общем, скоро я скажу: "Все переспали со всеми!"

25 июля (четверг). Встал в 10:00. Как всегда, очень долго раскачивались. Вспоминали Girl, текст в Смировском исполнении можно найти в конце этой тетради. Я снял на камеру, как все чистили зубы. В 16:45 мы отвалили.

Почти сразу увидели мост Чкаловский-Плотина. Здесь Кереть - довольно узкая быстрая речка, по берегам небольшие скалы, лес. Погода ухудшилась, затянуло, временами принимается дождик. Мы осмотрели порог Медвежий, прошли его. В начале была здоровская бочка, все прошли в разных местах. Лучше всех был Никсон, который начал разгоняться еще задолго до захода. Да, забыл: Ольга изменила Андрюхе и перелезла к Дрону в байду. Паша плывет теперь с Андрюхой, участвует в прохождении порогов. Далее был порог Кривой, его мы прошли хуже всего: нас поставило на два камня, пришлось вылезать. Далее начали появляться острова, берега понизились. Вода по-прежнему очень прозрачна. Перед последним препятствием Кереть разлилась, нас окружали небольшие горы, поросшие лесом. Перед порогом реку перегородили сети рыбного хозяйства, причем рыбу нам продать отказались.

Мы до середины прошли по берегу Керетский порог, осмотрели, ничего опасного не обнаружили. Поэтому один за другим мы прошли этот порог. Падение Керетского - 15 м на 1,5 км, за камнями следовали валы. Мы с Миханом зацепили несколько камней, а валы порадовали нас своей величиной, по-моему, они самые большие на реке. Деревня Кереть стоит ниже порога, она заброшена, я нашел там кладбище.

Настал наш час: мы выходили в море. Примерно в 22:00 был уже отлив. Справа был остров Кереть со станцией биологов. Было очень красиво, суровый северный пейзаж: вокруг холмы, поросшие елями и соснами. Вдруг возник пьяный сабантуй на воде, Никсон кормил всех своими плесневелыми колбасками, мясом и хлебом. Ольга потребовала водки. Потом мы сразу пристали, девчонки переодевались за камнем. Мы же пили водку... и тоже переодевались. Потом был момент, когда я потерял ориентацию, ошибся на 90 градусов. Как только Никсон сказал, где север, я сразу восстановил ориентацию. Мы с Миханом разбудили спящего морского котика, он проснулся, когда мы подплыли к нему на вытянутое весло и поспешил смыться. На море штиль, пасмурно, тихо. По началу у народа настроение было очень боевое. "Сахун, дай дневник", - пьяно кричал Андрюха. Где-то в море слышалась песня "Ну вот и все, дружок". Мы сделали по ходу катамаран в гонке за заветную стоянку на Оленем острове. Под конец уже хотелось просто вылезти на берег и упасть в палатку. Кстати, народ еще видел морских львов непосредственно около и под байдарками. Львы были размером с две трети байды, по рассказам было даже стремно. Часа в 2 ночи мы вылезли на берег острова Оленего на самом северном мысу. Пошел дождь, спать легли почти сразу.

26 июля (пятница). Встал в 13:00 (!). Народ уже тусовался и поминал меня недобрым словом. Прикол случился с Миханом: он встал вместе со мной, постоял у скалы, пошел в лес и исчез. Пропал больше, чем на 4 часа. "Родник пошел искать". Девчонки, естественно, испугались. Смир, как следопыт, повел их его искать. Михан вышел сам. Он заблудился и обошел почти весь остров. Много интересного видел.

В 300 метрах западнее по берегу находится родник, что, несомненно, на море очень ценно. Никсон с Андрюхой поплыли ловить рыбу, вернулись с шаландой, полной кефали (треска). "Андрюх, как тебе рыбалка?" "Ничего... Надо будет спиннинг купить." Михан пришел часов в 18, и я, Паша, и Катя пошли повторять его маршрут. Остров Олений - большой, обойти его непросто. Мы пошли налево, срезал заливы. Сначала был выгоревший лес (два года назад здесь был пожар). Потом пошло морошечное болото, мокрое после дождя. Вспомнилось оз. Красенькое, далее был мокрый, достаточно густой еловый лес. Относительно крупной черники - просто море, жужиков, как говорит Смир, тоже много. Мы вышли к морю и пошли направо. Разговаривали с Катей, узнал о ней много нового. Поговорили с ней о фильмах, немного о книгах. Прямо передо мной из-под ели выскочил зайчонок, с ушами, все как положено. Потом мы вышли к карьерам. Стенки у него метров 20, одна совершенно отвесная, внутри черное озеро с пресной водой. Впечатляющее зрелище. Я там чуть не навернулся. Мы полазили по скалам, нашли михановскую кучку грибов. Возвращались мы через волшебное зеленое покрывало хвоща.

Вернулись мы в 21:30. В это время Никсон, Андрюха и Михан почистили свою треску, начали жарить. С французским вином рыба была просто отменной! Все-таки нет ничего лучше свежей трески. Потом Никсон сварил уху, она получилась просто идеальной, всего было достаточно и ничего не было лишнего. К вечеру пошел дождик. Мы с Андрюхой спонтанно начали петь, хорошо спели много хороших песен. "У наших инструментов строй один, и песни удивительно похожи". Потом у Андрюхи начало сводить губы и рот, мы его уложили в палатку. Легли около 1:00. Пошел сильный дождь, пришлось еще вылезать и окапывать палатку.

27 июля (суббота). Последний день на море и на маршруте по реке Кереть. Все как-то не очень бурно реагировали на море, меня удивляло это в особенности по отношению к тем, кто был там в первый раз. Возможно, это из-за того, что мы не были в открытом море и погода (в основном пасмурно) не располагала к восприятию.

Встал в 7:00, пытался толкать народ. Тучи разогнало, но подул сильный западный встречный ветер. Расположение матросов меняется у нас не по-детски: Дрон с Катей, Никсон с Ольгой, Андрюха с Пашей и лишь мы с Миханом остаемся верными друг другу. Смир отплыл раньше, с одним веслом. Встречный ветер был достаточно приличным, хотя волны не напрягали вообще. Михану, конечно, доставалось больше. Я греб практически на пределе возможностей. С 11:30 до 14:30 мы добрались без перерывов только до Нижней Полунги!

Мы с Андрюхой отправились на поиски транспорта, который нужно было быстро найти. Местные отличались юмором - на вопрос "Как лучше добраться до Чупы?" мы услышали: "На байдарках". Следующий мужик согласился подождать и довезти все вещи и трех людей за 400 рублей. Быстрые сборы не идут на пользу байдам и вещам. Но примерно в 15:15 я, Катя и Паша поехали в Чупу. Мужик даже помогал разгружаться. Мы с Миханом не выяснили, до скольких работает касса, + кассирша схалтурила, закрыла кассу на 5 минут раньше. Паше удалось из нее выудить кое-какую информацию, но не больше. Сразу приехали наши на каком-то лихом менте. Довольные, с едой. Мы посмеялись, собирались.

Мы втиснулись до Лоухов на поезд Мурманск-Адлер. Было смешно, как проводница помогала нам втаскивать вещи. Заплатили ей 600 р. (!). Мы с Андрюхой пошли к начальнику поезда. Это было что-то! Нас встретила тетка, постучалась в купе, там полулежал мужиках в летах, с волосатой грудью, белоснежной головой, с перстнем на пальце. В общем, грузинский князек, который чувствовал себя в поезде ханом. Мест у них не было, но как ему хотелось урвать свой куш! Мы ушли, потом пошли к проводнику в соседнем вагоне. Он был тоже не слаб, сразу протянул Андрюхе руку и начал брататься. Тут прибежала тетка, увела нас от него и предложила купе за 300 р. Андрюха был какой-то странный, я вообще в этом вихре слабо понимал, что происходит. Мы согласились. Но Смир исправил положение, кинув здравую мысль: зачем нам это нам надо?

Мы просто вылезли в Лоухах, спокойно купили билеты на поезд Мурманск-Новороссийск (Лоухи 2:19). Я пожалел уже ночью, что не сходил в гости к Неонилле, с которой я трижды разговаривал, будучи еще в Москве. Я сидел и пылесосил по поводу окончания маршрута. Как-то не верилось, что впереди еще что-то, обычно Белое море было в конце всего. Еще думал по поводу того, что просиходит у нас в группе. Просто труба! Мы залезли в свой поезд в разные вагоны. Наша проводница - просто душа, добродушная русская женщина.

Продолжение см. Святуха '2002.